Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Понятие финансово-правовой нормы, её структура и особенности.

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством пра-вило поведения участников общественных отношений, выражен-ное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отноше-ния, возникающие в процессе планового образования» распределе-ния и использования государством и органами местного самоуп-равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществле-ния своих задач.

Это выражается в особенностях:

а)содержания финансово-правовых норм;

б)характера установленных в них предписаний;

в)мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г)способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила по-ведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образова-ний. Эти правила выражаются в предоставлении участникам дан-ных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ-ном императивный (повелительный) характер. Как правило; они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом инте-ресов государства и муниципальных образований, а также интере-сов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в фи-нансово-правовых нормах содержатся адресованные к предпри-ятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предус-мотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совер-шать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоря-жение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными пла-нами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов платель-щиков установлены обязанности государственных органов возвра-щать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нор-мах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой дея-тельности.                             

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти осо-бенности связаны с участием в финансовых отношениях государ-ственных органов, органов местного самоуправления, предпри-ятий, организаций и учреждений, компетенция которых опреде-ляется в законах, положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансово-го права) — это установленное государством и обеспеченное ме-рами государственного принуждения строго определенное прави-ло поведения в общественных финансовых отношениях, возника-ющих в процессе планового образования, распределения и исполь-зования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий* при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.                                                                                        

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государст-венное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Ос-нованием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое .правонаруше-ние), т.е. несоблюдение установленных ими правил: нецелевое ис-пользование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых за-трат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представ-ление коммерческим банком недостоверной информации Цент-ральному банку РФ и т.п.