Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Классификация норм финансового права

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по не-скольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансо-вых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участни-ков финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совер-шить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сро-ках предстоящих платежей, а гражданам — своевременно произ-вести эти платежи. Органы власти субъектов Российской Федера-ции и местного самоуправления обязаны строго по целевому назна-чению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций1. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирова-ния — метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законода-тельством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введе-ние других денежных знаков, кроме рубля, ..и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ Для финансирования бюджетного де-фицита за исключением случаев, когда это особо предусматривает-ся законом о федеральном бюджете1.

Однако число запрещающих финансово-правовых норм сравни-тельно невелико, что объясняется тем, что при регулировании фи-нансовых отношений преобладают нормы обязывающего характе-ра. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.                        -

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участ-ников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предус-матриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы оп-ределяют пределы дозволенных действий. Например, закон запре-щает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавлива-ют права участников финансовых отношений на совершение опре-деленных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных ре-шений в области финансов, но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, по-скольку не допускается выход за эти границы. Например, предста-вительные органы власти субъектов РФ при введении региональ-ных налогов вправе решать вопросы, круг которых определен фе-деральным законодательством о налоговых льготах, о ставках" на-логов, сроках уплаты и др. (ст. 12 НК РФ). Предприятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполнения обязаннос-тей по платежам в бюджет.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, из общегосударственных и региональных задач. Поэтому  их применение расширяется в условиях перехода к рыночным от-ношениям при усилении экономических рычагов регулирования Народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоя-тельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов  и органов местного самоуправления.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов; включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и др., т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.                                                                                                          Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, определения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует в единой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы и институты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы, исключением является бюджетное право, в котором от материальных норм довольно четко обособляется совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс. Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено в Налоговом кодексе РФ. Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых норм способствуют эффективности пользования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства.